ПОЕЗДКУ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГ СПОНСИРУЕТ

Как создавалась опера

М.П. Мусоргский
М.П. Мусоргский

Модест Мусоргский (1839–1881) оставил не слишком много произведений и ушел молодым, одиноким и непонятым. Одним из самых масштабных и первых его созданий был «Борис Годунов». Эта опера вызывала при жизни автора противоречивые оценки, а в наши дни почитается как гениальное произведение, само воплощение русской оперы.

Он к тому же не имел профессионального музыкального образования (игре на фортепиано его обучила мать) и до 17 лет строил успешную военную карьеру. Окончив школу Гвардейских прапорщиков, Мусоргский поступил служить в Преображенский гвардейский полк. Однако практически сразу подал в отставку. Причиной тому стало знакомство молодого человека с уже именитым музыкантом Даргомыжским. Покоренный талантливой игрой на фортепиано и неожиданными импровизациями, Даргомыжский начал покровительствовать Мусоргскому, познакомил его с Балакиревым, Кюи… Мусоргский покинул службу и всецело ушел в самообразование, музыку и кружок «Могучая кучка». Его захватила идея писать о народе и для народа — он пробует себя в разных формах и жанрах: работает над бытовыми музыкальными картинками, оркестровыми сочинениями, оперой «Женитьба». Надо сказать, демократические устремления Мусоргского подкреплялись не только выступлениями в кружке, но и благородными поступками. Так, в 1861 г., сразу после крестьянской реформы, Мусоргский отказался от наследства в пользу брата, таким образом избавив своих крепостных от выкупных платежей.


А. Михайлов. «Балакиревский кружок «Могучая кучка»

После нескольких не слишком удачных музыкальных экспериментов Мусоргский встретил в гостях у Людмилы Шестаковой (сестры Глинки) известного историка, филолога Владимира Никольского, который и надоумил молодого композитора использовать для написания либретто трагедию Пушкина «Борис Годунов».

Две редакции на одном дыхании

Мусоргский невероятно увлекся идеей создания оперы «Борис Годунов». Параллельно он начал исследовать исторические документы, в первую очередь «Историю государства российского» Карамзина. Более всего его волновала возможность воплотить остро актуальную для его времени (как, впрочем, и всегда!) тему взаимоотношений царя и народа, вывести народ в качестве главного действующего лица оперы. «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей, — писал он. — Это моя задача. Я попытался решить ее в опере».

Прижизненное издание клавира оперы «Борис Годунов»
Прижизненное издание клавира
оперы «Борис Годунов»

Через полтора месяца после начала работы уже был готов первый акт. Композитор сам писал либретто, по мере сочинения отдельные сцены исполнялись в кружке «кучкистов» и «радость, восхищение, любование были всеобщими», как вспоминал В. В. Стасов. В конце 1869 г. в тридцать лет композитор закончил произведение. Так появилась первая авторская редакция оперы «Борис Годунов».
Смелая, слишком авангардная для своего времени, да еще и со сложной линией взаимоотношения власти и народа…
Дирекция императорских театров оперу забраковала, мягко сославшись на отсутствие значимой женской роли.
Мусоргский решил идти до конца. Значительно изменил многие сцены. А по совету Шестаковой, в опере появился целый польский акт с Мариной Мнишек. К сожалению, замечательную сцену у собора Василия Блаженного пришлось «выкинуть», но ее музыкальные темы были использованы в новом ярком финале. Структура оперы также изменилась: вместо семи картин появились пролог и четыре действия. В 1872 г. Мусоргский закончил вторую авторскую редакцию оперы «Борис Годунов». Новую партитуру снова не приняли.

Премьера…

На помощь пришла прима Мариинского театра Юлия Платонова, уверившая дирекцию, что, если оперу не дадут в ее бенефис, она покинет театр. Интересно, что благодаря Платоновой опера претерпела новые изменения: польский акт изначально был написан Мусоргским для меццо-сопрано, а Платонова пела сопрано. Премьера же могла состояться только с Платоновой, и автору пришлось написать второй вариант Мнишек, теперь для сопрано.
Дирекция сдалась, но, сославшись на бедность, отказала в финансировании декораций. Однако случай опять на стороне «Бориса». Одновременно в Александринском театре ставили пушкинского «Годунова» и 8 февраля 1974 г. премьера оперы «Борис Годунов» состоялась на сцене Мариинского театра. Через некоторое время оперу начали ставить в сокращенном варианте, а в 1882 году вообще сняли с репертуара. «Ходили слухи, что опера не нравится царской фамилии; болтали, что сюжет ее неприятен цензуре», — говорил Римский-Корсаков.

Двадцать лет спустя

Н.А.Римский-Корсаков
Н.А.Римский-Корсаков

Через 20 лет после смерти Мусоргского Римский-Корсаков решился издать «Бориса Годунова» и отредактировать его. Опера становится более гладкой и удобной для слушателя, ее ставят наконец. Свою версию Римский-Корсаков сопроводил знаменитым предисловием:
«Опера, или народная музыкальная драма, “Борис Годунов”, написанная 25 лет тому назад, при первом своем появлении на сцене и в печати вызвала два противоположных мнения в публике. Высокая талантливость сочинителя, проникновение народным духом и духом исторической эпохи, живость сцен и очертания характеров, жизненная правда и в драматизме, и в комизме и ярко схваченная бытовая сторона при своеобразии музыкальных замыслов и приемов вызвали восхищение и удивление одной части; непрактичные трудности, обрывочность мелодических фраз, неудобства голосовых партий, жесткость гармонии и модуляций, погрешности голосоведения, слабая инструментовка и слабая вообще техническая сторона произведения, напротив, вызвали бурю насмешек и порицаний — у другой части. Упомянутые технические недостатки заслоняли для одних не только высокие достоинства произведения, но и самую талантливость автора; и наоборот, эти самые недостатки некоторыми возводились чуть ли не в достоинства и заслугу.
Много времени прошло с тех пор; опера не давалась на сцене или давалась чрезвычайно редко, публика была не в состоянии проверить установившиеся противоположные мнения.
“Борис Годунов” сочинялся на моих глазах. Никому, как мне, бывшему в тесных дружеских отношениях с Мусоргским, не могли быть столь хорошо известны намерения автора “Бориса” и самый процесс их выполнения.
Высоко ценя талант Мусоргского и его произведение и почитая его память, я решился приняться за обработку “Бориса Годунова” в техническом отношении и eгo переинструментовку. Я убежден, что моя обработка и инструментовка отнюдь не изменили своеобразного духа произведения и самих замыслов его сочинителя и что обработанная мною опера, тем не менее, всецело принадлежит творчеству Мусоргского, а очищение и упорядочение технической стороны сделают лишь более ясным и доступным для всех ее высокое значение и прекратят всякие нарекания на это произведение.

При обработке мною сделаны некоторые сокращения ввиду слишком большой длины оперы, заставлявшей еще при жизни автора сокращать ее при исполнении на сцене в моментах слишком существенных.
Настоящее издание не уничтожает собой первого оригинального издания, и потому произведение Мусоргского продолжает сохраняться в целости в своем первоначальном виде».
Исполненная в редакции Римского-Корсакова на сцене Русской частной оперы С. И. Мамонтова в 1898 году опера получила полное признание. Партию царя Бориса впервые пел Ф. И. Шаляпин. Так началось триумфальное шествие ее по миру.
Сегодня существуют семь редакций оперы «Борис Годунов»: две — Мусоргского (авторские, 1869 и 1872), две — Римского-Корсакова (1896 и 1908), редакция и оркестровка Шостаковича (1940), а также две зарубежные редакции.
Сегодняшняя постановка, которой посвящен наш проект, возвращается к первой редакции 1869 года. Послушаем, как звучит «Годунов» сегодня в авторской версии, понятой ярким современным режиссером.