|
Великий русский. Федор Шаляпин
Первую заглавную роль в «Борисе Годунове» Мусоргский безоговорочно отдал народу. На второй же полюс поставил царя. Именно от исполнителя партии Бориса Годунова зависит то, как воспримет зритель личную трагедию человека, не лишенного благородства, но взошедшего на престол неправедным путем. Замечательным образом опера нашла своего главного Годунова, который определил уровень ее исполнения на десятки лет вперед и заставил влюбиться в произведение миллионы зрителей. Им стал Федор Шаляпин (1873–1938). Он начал с того, что спел Варлаама, открыв тайну русской бродяжьей души с ее неизбывной тоской. Потом иcполнял мудрого Пимена, но его безусловным триумфом стал Борис. Успеху предшествовала огромная работа — Шаляпин изучал характер, погрузился в историю, даже встречался с Ключевским, пытаясь понять, виновен Борис или не виновен, убил или нет. В итоге певец подает своего героя как трагического и умного правителя, несущего чрезмерное наказание за совершенное преступление. С годами он все больше становится адвокатом своего персонажа, и вовсе снимая с него вину за убийство. Шаляпин исполнял Годунова до конца жизни на лучших сценах мира, даже режиссировал саму оперу. Грим, костюмы, актерские находки Шаляпина до сих пор считаются каноническими.
Оперная династия. Братья Пироговы
Все пятеро сыновей столяра Степана Ивановича Пирогова обладали невероятной силы и чистоты голосами, унаследованными от деда, имевшего прозвище «Колокол». Четверо из них стали профессиональными певцами, трое — солистами Большого театра, двоим удалось «прикоснуться» к Годунову.
Григорий Пирогов (1885–1931) — старший и первый в династии. Несмотря на талант и довольно успешную карьеру, его путь к партии Бориса был долгим. В 1910 г., когда он поступил в Большой театр, роль принадлежала Шаляпину. Только в 1923 г. (к тому моменту Шаляпин покинул страну) Пирогову удается получить роль Годунова на гастролях Большого в Берлине.
Еще более весомый вклад в роль Годунова внес младший брат — Александр Пирогов (1899–1964). Для артиста роль Бориса стала вершиной творческой карьеры. Он обожал ее и тщательно готовился к каждому выступлению. За неделю до спектакля он переставал разговаривать и садился на диету. Спел он Годунова и в фильме-опере «Борис Годунов», который был представлен на Венецианском фестивале. Главной награды лента не получила, но актер имел настолько оглушительный успех, что в Италии даже выпустили монету с его портретом.
Другой Борис. Марк Рейзен
Дебют Марка Рейзена (1885–1992) в опере был связан с партией Пимена в «Борисе Годунове». Это произошло в 1921 году на сцене Харьковского оперного театра. Таково было его первое прикосновение к Мусоргскому. Через несколько лет он выйдет на сцену Мариинского театра, который только что оставил Шаляпин. Рейзен будет петь весь шаляпинский репетруар, но никому даже в голову не приходило их сравнивать. Следуя шаляпинской традиции, он был совершенно самобытен. «Глаз нельзя было оторвать от этой фигуры, взгляд его гипнотизировал не только толпу на сцене, но и сидящих в зале», — вспоминал Ираклий Андроников. Эти сценические образы оставались для артиста самыми любимыми на протяжении всей его долгой карьеры, а Мусоргский всегда был одним из самых близких ему композиторов.
Мария Максакова в роли Марины Мнишек в постановке ГАБТ. Художник П.А. Скотарь
Гордая полячка. Мария Максакова
И сегодня фамилия Максаковых широко известна в музыкальных кругах. Внучка прославленной актрисы и ее тезка Мария Максакова пошла по стопам великой бабушки и стала оперной певицей. Дочка Людмила также выбрала актерскую карьеру.
Однако до сих пор поклонники оперы связывают эту фамилию с «Борисом Годуновым». Мария Максакова (1902–1974) не только была невероятно талантливой исполнительницей, но и отличалась завидным трудолюбием. Именно она отшлифовала партию Марины Мнишек до ослепительного блеска (премьера с ней состоялась в Большом театре, 1947 г.). Одновременно с Марией Максаковой в спектакле принимал участие и Александр Пирогов (Борис Годунов). В общем-то, Мусоргский стал для певицы главным композитором. Марфа («Хованщина») и Марина («Борис Годунов») в исполнении Максаковой остаются непревзойденными шедеврами. Ее Марина — гордая полячка, оскорбленная неверностью Лжедмитрия, она может быть сильной и обольстительной, страстной и надменной.
Не зря в нынешнем году Большой театр отмечает 110-летие со дня рождения актрисы именно «Борисом Годуновым».
Леонид Собинов в роли «Князя» в опере «Русалка»
Большая маленькая роль. Леонид Собинов
Даже не самая большая роль Самозванца в «Борисе Годунове», поставленном на сцене Большого театра в 1901 г., в исполнении знаменитого русского тенора превратилась в эталонную. Возможно, у Леонида Собинова (1872–1934) были и более значимые роли: его помнят как Лоэнгрина, Вертера, Ромео, но все-таки появление оперного гения в зените славы, да еще на одной сцене с Шаляпиным — такое повторить невозможно! Вот всего несколько строк из дневника любительницы оперы от 18 января 1902 года: «Борис — Шаляпин, Марина — Маклецкая, Самозванец — Собинов, рыжие волосы, две бородавки, одна на лбу, другая на носу, а все-таки… красив. Чудно играет, бесподобно и поет удивительно хорошо. Черный хлеб ест и жует, сапоги натягивает, волосы за уши заправляет…»
Покоренный талантом и мощью Шаляпина, тенор тогда впервые выступил не в лирическом амплуа (как это характерно для итальянских опер), а как артист, передающий всю сложность и многогранность роли, и при этом удивительно естественный, человечный. Таким он и остался в истории.
Иван Козловский в роли Юродивого в постановке ГАБТ. Художник П.А. Скотарь
Сила Юродивого. Иван Козловский
«Обидели Юродивого, отняли копеечку», «Месяц едет, котенок плачет», «Нельзя молиться за Царя-Ирода» — сильнейшая ария в исполнении Ивана Козловского (1900–1903) невыносимо трагична. Сердце разрывается от жалости, сочувствия и ужаса. Не только за беспомощность Юродивого и жестокость мальчишек, но за всю Россию… В общем-то, сцена с Юродивым является трансляцией того, как власть относилась к народу во все времена. Козловский же так и остался единственным Юродивым. Певцу удалось создать «один из самых грандиозных образов отечественной оперной сцены». Впервые он спел ее в 1927-м и исполнял потом более 40 лет.
Роберт Ллойд, «Бориса Годунов» в постановке А.Тарковского, Мариинский театр. Фото В.Григорович
Мистер Годунов. Роберт Ллойд
В 1983 г. Андрей Тарковский поставил на сцене лондонской Королевской оперы «Ковент-Гарден» «Бориса Годунова», взяв за основу редакцию Римского-Корсакова. Кстати, «Борис Годунов» — единственный оперный опыт режиссера: Тарковский ставил его «Ла Скала» в 1979–1980 гг., а спустя несколько лет в «Ковент-Гардене»). Судить о данной постановке не будем: кто-то счел трактовку великого режиссера гениальной, кто-то — весьма спорной. Однако благодаря Тарковскому мир узнал нового Годунова — англичанина Роберта Ллойда. Годунов в исполнении Ллойда далек от канонического шаляпинского или пироговского Годунова, но настолько, насколько разнилось режиссерское видение. Сам же Ллойд говорит так: «Спектакль Тарковского очень сильно отличается от привычной трактовки Мусоргского. Особенно роль Бориса. Он добивался, чтобы Борис не был таким обычным царем — осанистым, монументальным. Он хотел более живого, нервного царя. И Москва в спектакле не была застывшей картинкой. Везде что-то строилось, шла постоянная работа. Все было не застывшим, а живым». В интервью корреспонденту газеты «Таймс» в 1983 году А. Тарковский сказал: «Меня занимает главным образом внутренняя драма самого Бориса, и я думаю, что если бы я снимал эту оперу, то фильм получился бы камерный, интимный. В центре “Бориса” проблема не власти, но человека, сломленного властью». Интересно, но Ллойду роль Годунова предложили только потому, что не нашлось носителя языка. Однако англичанину удалось войти в золотой список артистов, исполнивших партию Годунова, и стать одним из самых заметных царей современной оперной сцены.
Лузер Годунов. Рене Папе
Один из ведущих басов нового поколения, еще будучи студентом, дебютировал в Берлинской государственной опере, членом труппы которой продолжает оставаться по сей день. Трудно назвать театр мира, где бы он ни пел, и страну, в которой не восхищались бы его талантом. После премьеры «Бориса Годунова» в «Метрополитен-опере» некоторые критики назвали его лучшим Борисом наших дней. Рене Папе смотрит на царя-ирода с положения не просто человека XXI, но еще и уроженца Восточной Германии. Кстати, благодаря этому, Борис в исполнении Папе хорошо говорит по-русски. Актер неплохо знаком и с русской историей, но предпочитает историзму современное видение. «Конечно же, Борис Годунов — самый настоящий лузер, несмотря на все свое богатство, короны, скипетры и властные полномочия, — полагает Папе. — Его снедают не лучшие чувства. Несчастный одинокий человек, которому и словом не с кем перемолвиться. Одна из самых страшных ситуаций, в которой может оказаться человек, — это когда он никому не может довериться. Одиночество — та цена, которую проходится платить за власть над окружающими. Годунов ищет одновременно и любви, и власти, что практически невозможно по сути».
| |